Линейные направляющие рельсового типа представляют собой специальный рельс, имеющий профиль сложной формы, оснащенный четырьмя или двумя канавками, выполняющими функцию дорожек качения, и оборудованные на нем один и более линейных подшипников – кареток.
Обычно рельсы изготавливаются из хромистой стали или нержавейки высококачественных сортов и с четырех сторон шлифуются посредством высокоточного шлифования. Твердость возрастает до 58 — 64HRC в ходе индукционной закалки. Прикрепление к станине выполняется через гладкостенные или резьбовые отверстия в рельсе.
Каретки (бегунки) классифицируются по типу рекомендованных производителем крепежных фланцев. Такой тип предусматривает крепление к каретке и со стороны рельса, и со стороны устанавливаемых деталей.
Другой тип крепежа к каретке имеет крепление только у бегунка.
Линейный подшипник отличается довольно сложной конструкцией, которая состоит из корпуса, механизма, позволяющего циркулировать элементам качения (роликам, шарикам), системы фиксации элементов качения в целях предотвращения их выскальзывания из каретки в ходе снятия ее с рельса, пылезащитных уплотнений, смазочного ниппеля. Модернизированные конструкции также предусматривают установку сепаратора между деталями качения и дополнительных прокладок для смазки.
В целях дополнительной антикоррозийной защиты система может быть обработана специализированным напыляемым составом или выполнена полностью из нержавеющей стали. Также предусмотрена возможность монтажа гофрированных рукавов и ряда уплотнений со скребками, не позволяющих повредить каретки крупной стружкой металла или дерева, а также прикипевшими сварочными брызгами.
Линейные направляющие характеризуются не только габаритными и присоединительными размерами, но и прочими параметрами: грузоподъемностью, классом точности и преднатягом. Показатель грузоподъемности отдельно взятого типоразмера линейных подшипников дает возможность оценить в заданных условиях их ресурс эксплуатации. Класс точности является отражением величины допусков на размеры, согласно которыми изготовлены подшипники и рельсы, а также допусков в сборе всего цикла «каретка — линейная направляющая».
Преднатягом являются дополнительные напряжения, которые прилагаются к линейному подшипнику в ходе его производства. Это выполняется посредством установки шариков более крупного диаметра. Класс преднатяга влияет на изменение максимальной величины упругой деформации линейного подшипника в ходе приложения к нему нагрузки. И чем больше показатель преднатяга, тем меньшая деформация будет возникать от заданной силы. Иначе, преднатяг дает возможность усилить жесткость системы посредством приложения строго определенной постоянной дополнительной нагрузки.